Спектр портретов н образов пожилых людей в отечественной литературе - Первый доклад

Спектр портретов н образов пожилых людей в отечественной литературе

Предпосылкой к написанию исследовательской работы послужил эпизод, показанный по телевидению. Во время передачи "СТС зажигает звезду" известный стилист Сергей Зверев, увидев в составе жюри Юлия Гусмана, позволил себе следующее высказывание: "Я не понимаю, почему в жюри молодежной программы сидят люди, которым пора уже привыкать к земле". Поведение публичной личности заставило задуматься над системой духовно - нравственных координат и напомнило утверждение философов о том, что "здоровье нации определяется отношением к старикам и детям".

Мудрый Каюм Насыйри в "наставлениях" писал: "Уважай и почитай старших, будь добр и милостив с теми, кто младше тебя". (наставление 103)

А еще раньше, в 64 наставлении, просветитель предупреждал: "Злой язык опасней стали. Слово, слетевшее с языка, ранит порой так жестоко, что легче вынести боль, причиненную при отсечении руки пилой. О сын мой, никогда не огорчай людей неосторожным словом.Беспощадное слово способно пронзить сердце".

Нам представляется актуальным, достойным внимания и изучения вопрос: как на страницах литературных произведений раскрывается жизнь пожилых людей, широк ли спектр портретов и образов.

Кроме того, нами определены подвопросы: - Почему люди боятся старости? Являются ли основной причиной болезни или есть причины иного характера?

Возможно, люди боятся старости, потому что старость ходит рядом с равнодушием, с ощущением своей ненужности обществу? - Отражены ли в обобщенном портрете современного общества такие нравственные черты, как сострадание, милосердие? Рассматривая портреты пожилых людей в отечественном литературном процессе, обратимся к драматургии. Русская классика. А.П.Чехов. "Вишневый сад". Одним из героев является Фирс-лакей, старик 87-ми лет.

Мы обращаем внимание на то, что Фирс воспринимает "забывчивость" хозяев, которых он беззаветно любит, как обычное явление (Меня забыли... Ничего ..), выделяем ключевую фразу: "Ничего не осталось". Неоднократное повторение частицы "не", слов "нету", "ничего", оценочного существительного "недотепа" подводит нас к выводу, что равнодушие людей приводит к забвению традиций, к душевной черствости среднего и младшего поколения с одной стороны; а с другой стороны, подчеркивает терпимость, душевное величие, житейскую мудрость и беспомощность стариков. Сопоставительный анализ русской и татарской драматургии позволил выявить повторяющиеся конфликтные схемы.

В качестве подтверждения обратимся к пьесе Шарифа Хусаинова "Мама приехала". Считаем, что в пьесах Чехова и Хусаинова белый цвет имеет символический смысл. Интересующий нас вопрос нашел свое отражение и в художественной прозе русских и татарских писателей ХХ-го века. Большое внимание старикам уделяет В.М. Шукшин. В рассказах АН. Еники ("Курай", "Красота" и др.) обращаем внимание на символический подтекст: молодое поколение преклоняется перед стариками, старается отблагодарить их за жизненные уроки, проявляет о них заботу.

Проанализированные нами рассказы написаны в реалистической манере. В данной работе считаем уместным рассмотреть творчество постреалистов, показывающих "борьбу человека с агрессивным, отчужденным, абсурдным миром". Обратимся к пронзительному циклу Л Петрушевской, который она назвала "Реквием". В этот цикл входит рассказ "Дама с собаками". В ходе исследования спектра образов и портретов пожилых людей в отечественной литературе мы обратились к поэзии и выявили параллелизм тем и проблематики.

Так, стихотворение Л. Татьяничевой из цикла "Корабельный бор" созвучно с пьесой Хусаинова "Мама приехала". Известный татарский поэт Р. Миннуллин подчеркивает умение стариков в молодых лицах увидеть себя, в дороге жизни отыскать надежду. Поэт призывает молодежь оглянуться вокруг, согреть своей заботой стариков. Татарский поэт Равиль Файзуллин обращает внимание читателя на одиночество стариков.

Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что литература уделяет внимание теме старости. В большинстве произведений повествуется о мужестве стариков проживать свою жизнь - с ее трудностями, ударами, надеждами. Печален тот факт, что чаще всего опору этому мужеству старики находят только внутри себя, а не в окружающих людях. Слова "старость" и "одиночество" воспринимаются как синонимы. В одном из выступлений В.М. Шукшина прозвучал риторический вопрос: "Люди, что с нами происходит?"

Молодому-поколению следует задуматься над тем, что нам необходимо воспитать в себе такие нравственные чувства, как сострадание, милосердие, забота; следовать таким нравственным принципам, как человечность; а нравственность поведения должна проявляться в единстве и благородстве помыслов, слов и поступков. И тот, кто позволил себе ранить пожилого человека фразой, что пора привыкать к земле, должен прочувствовать безнравственность и недопустимость подобных высказываний. "О сын мой, не произноси слов, способных огорчить людей.

Ты невзначай обронишь слово, а оно ранит, обидит кого-нибудь. Бойся причинить обиды". В одном из современных стихов есть строка: "Я приглашаю встретить со мной закат". Это очень важно, чтобы старики на закате жизни были окружены близкими людьми. Верно отметил Л.Н. Толстой "Милосердие рождается дома".

 












Регистрация доменов

Зарегистрируй себе домен!
Имя:


defin.ru



Конвертер величин


Что конвертируем:сколько:
соответствует:

Посетители

Сейчас 118 гостей онлайн