Законы Ману

Содержание
Законы Ману
Кастовая структура древнеиндийского общества
Право собственности
Обязательственное право
Брачно-семейные отношения
Наследственное право
Судебный процесс
Преступления и наказания
Использованная литература
Все страницы

Первоначально источником  права в Древней Индии являлся обычай, преобразованный в обычное право, в соответствии с интересами господствующего класса. Появление первых сборников правовых норм датируется второй половиной I тыс. до н.э. Дхармасутры были составлены различными брахманскими школами в виде предписаний благочестивому человеку.

 

Введение

"При большом разнообразии дхармашастр можно видеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, заимствование, текстуальное совпадение, а главное, единство тех религиозно-философских концепций, на которых они основывались". Они не выделяли правовых предписаний из массы морально-религиозных предписаний. В дхармасутрах рассматривались в основном преступления против личности, а в дхармашастрах больше внимания стало уделяться договорам и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение и т.д. Также существовал особый источник права- артхашастра, регламентирующая судебный процесс. Артхашастра- это государственный источник права, а дхармашастра- общинный, именно он, постепенно заимствуя некоторые нормы, вытесняет артхашастры из системы регламентирования общественных отношений. "Таким образом, неписаные правовые обычаи сменились в Индии не государственными предписаниями, как в других странах Древнего Востока, а сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государством".

До нас дошли такие памятники древнеиндийского права, как: дхармашастры Гаутамы и Апастамбы (вторая половина I тыс. до н.э.), Законы Яджнавалкьи        (III в. н.э.), Законы Брихаспати (III-IV вв. н.э.), Законы Нарады  (IV-V вв. н.э.), Законы Ману (II в. до н.э.-II в. н.э.), содержание которых чаще всего воспроизводится в более поздних произведениях этого жанра. Среди других дхармашастр  они занимают особое место. "Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения".

Очень интересен памятник Артхашастра ("Наука политики"). Считается, что это руководство царю в государственном управлении и системе судопроизводства разработал главный советник Чандра-гупты  Маурья брахман Каутилья, однако, многие историки полагают, что этот документ складывался на протяжении длительного периода времени на основе местных обычаев, правил торговых объединений. В Древней Индии приоритетное значение имели дхармашастры, и лишь намного позже - правительственные распоряжения, что говорит о значительной разобщенности древнеиндийских норм.

Законы Ману были переведены с санскрита в конце XVIII в., сразу раскрыв многие неясные до того особенности устройства древнеиндийского государства. Так здесь подробно и ясно раскрывается суть и обоснование деления общества на варны, а  позднее - на касты. Несмотря на кажущуюся бессистемность, в Законах Ману присутствует внутренняя логика, прослеживается тесная связь права с нормами религии и морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами. В главах Законов, посвященных собственно праву, делается попытка систематизировать нормы права, при этом берутся за основу виды исков или "поводы для судебного разбирательства".



 












Регистрация доменов

Зарегистрируй себе домен!
Имя:


defin.ru



Конвертер величин


Что конвертируем:сколько:
соответствует:

Посетители

Сейчас 60 гостей онлайн