Вирусные заболевания живых организмов - Происхождение и природа вирусов. История открытия

Вирусные заболевания живых организмов
Происхождение и природа вирусов. Гипотезы происхождения вирусов
Происхождение и природа вирусов. История открытия
Происхождение и природа вирусов. Современные представления о вирусах
Как устроены вирусы - кристаллизация
Как устроены вирусы - составные части вирусов
Взаимодействие вируса с клеткой
Болезни, вызываемые вирусами. Способы передачи вирусных инфекций
Болезни, вызываемые вирусами. Типы вирусных инфекций
Список черных дел вирусов - полиомиелит
Список черных дел вирусов - корь
Список черных дел вирусов - болезнь Боткина или вирусный гепатит А
Список черных дел вирусов - вирусный герпес
Список черных дел вирусов - грипп
Список черных дел вирусов - СПИД
Список черных дел вирусов - натуральная оспа
Список черных дел вирусов - бешенство
Список черных дел вирусов - ящур
Вакцинация
Статистические данные о вирусных заболеваниях и прививках по средней школе
Опрос учащихся средней школы по вирусным заболеваниям
Термины
Список использованной литературы
Схематический разрез вируса
Схематическое строение бактериальных вирусов
Цикл развития вируса
Схематическое изображение строения основных вирусов, поражающих человека и животных

Происхождение и природа вирусов. История открытия

В 80-е годы 19 века на юге России табачные плантации подверглись грозному нашествию. Отмирали верхушки растений, на листьях появлялись светлые пятна, год от года число пораженных полей увеличивалось, а причина заболеваний неизвестна.

В Бессарабию и Украину была направлена экспедиция, в которую входили Д.И. Ивановский и В.В. Половцев.

В 1892 году Ивановский открыл новое царство живых существ.

На поиски возбудителей болезни Ивановский потратил несколько лет. Он собирал факты, делал наблюдения, расспрашивал крестьян о симптомах болезни, и экспериментировал. Опыты показали, что дело не в составляющих растения – корневой системе, семенах, пыльце или цветках: болезнетворное начало поражает растения иным путём. Тогда молодой учёный ставит простой опыт. Он собирает больные листья, измельчает их и закапывает на участках со здоровыми растениями. Через некоторое время растения заболевают. Итак, путь от больного растения к здоровому найден. Возбудитель передаётся листьями, попавшими в почву, перезимовывает и весной поражает посевы.

Но о самом возбудителе он так ничего и не узнал. Его опыты показали лишь одно, – нечто заразное содержится в соке. В эти годы ещё несколько учёных в мире бились над опознанием этого "нечто". А. Майер в Голландии предложил, что заразное начало – бактерии. Однако Ивановский доказал, что Майер ошибся, посчитав носителями болезни бактерии. Профильтровав заразный сок через тонкопористые фарфоровые фильтры, он осадил на них бактерии. Теперь бактерии удалены… но заразность сока сохранилась.

Итак, этот непонятный агент, вызывающий болезнь не размножается на искусственных средах, проникает сквозь самые тонкие поры, погибает при нагревании. Фильтруемый яд! Таким был вывод ученого. Но яд это – вещество, а возбудитель болезни табака был существом. Он отлично размножался в листьях растений.

Так Ивановский открыл новое царство живых организмов, самых мелких из всех живых и потому невидимых в световом микроскопе, проходящих сквозь тончайшие фильтры, сохраняющихся в соке годами и при этом не теряющих вирулентности.

Итак, как было выяснено, вирусы проходят через фильтры, задерживающие бактерии. Они не растут даже на самых сложных по составу питательных средах и развиваются только в живых организмах, что считалось основным критерием отличия развития вирусов от других микроорганизмов. Но были открыты бактерии, не развивающиеся на питательных средах - риккетсии и хламидии. Таким образом, живая клетка - единственная возможная среда обитания для вирусов, риккетсий, хламидий и некоторых простейших. Но сейчас выяснилось, что вирусы для своего размножения не нуждаются в целой клетке, им достаточно её одной определённой части.