Педагогическое наследие Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - первый русский академик - оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России.

Его гений вторгся во все области человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены. Отличительными принципами его учения о воспитании и образовании молодёжи явились народность, демократизм, гуманизм. Педагогические идеи учёного нашли яркое отражение в его “Проекте регламента московских гимназий” и “Проекте регламента академической гимназии”. В них были изложены прогрессивные мысли об организации школьного дела в стране, о задачах, формах и методах воспитания и образования, о роли личности учителя.

Михаил Васильевич Ломоносов

Успешность педагогической деятельности Ломоносов видел в единстве воспитания и образования при обязательном учёте наследственности и индивидуальных особенностей детей, условий их обучения.

Первые фундаментальные учебники по русскому языку, риторике, оригинальные учебные руководства по естественным и математическим дисциплинам, написанные Ломоносовым, заложили основы методики преподавания как науки.

Он подчёркивал, что должна существовать преемственность между общим, средним и высшим образованием. Большое внимание Ломоносов уделил основам педагогики высшей школы, высказав мысль о создании при Академии Наук специальных учебно-научных центров, в которых можно было бы вести подготовку высококвалифицированных специалистов. Он был сторонником создания новой школы, в которой сочеталось бы общеобразо-вательная и практическая подготовка молодёжи. Именно Ломоносова считают автором “Проекта об учреждении гимназий и школ в “больших” и “малых” городах”(1760).

Огромной заслугой учёного явилось основание  Московского универ-ситета. В нём функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский. Обучение в университете велось преимущественно на русском языке. Заслугой Ломоносова было то, что университет не являлся привилегированным учебным заведением, весь первый состав студентов со-стоял из разночинцев. Университет был автономен, освобождён от политического надзора, сборов, имел свой суд. Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединённых идеей служения на “пользу и славу Отечества”: 1 - развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины); 2 - популяризации научных знаний (через печаль, библиотеку, лекции, диспуты); 3 - решение передовых задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимна-зии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях). Ломоносов был убеждён в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России.

Привлекая внимание общественности к педагогическим проблемам, защищая интересы русского народа, Ломоносов объединил вокруг себя про-грессивно настроенных учёных, своих учеников. Уже в те годы начали формироваться отличительные черты русского общественно педагогического движения: опора на народную педагогику, борьба против угнетения личности, стремление к всенародному просвещению. Наиболее ярко они проявились в педагогических воззрениях революционеров-демократов. На протя-жении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организа-цией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедряя классно-урочную систему обучения,  разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия.

Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию,  отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Он не противопоставил воспитательный опыт наций и народностей, входивший в состав России, а предлагал использовать прогрессивное в нём. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело борол-ся со старыми представлениями в передовой области, разрабатывал и вне-дрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодёжи. Ломоно-совский период в педагогике и просвещении назовут новым периодом русской образованности.

Педагогическое наследие Ломоносова является малоизвестным в широкой учительской и научной среде. Перестройка высшего и среднего образования в стране сегодня предполагает глубокий анализ и использование на практике прогрессивных педагогических идей в истории педагогики в России.

Литература

1. Макогоненко Г.П. Пути литературы века. //Русская литература XVIII века/ Макогоненко. Л., «Просвещение», 1970- 411с.

2. Державин //История русской литературы.. – М. ,1947.-Т. XVIII -126с.

3. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. / А. И.Кузьмин - М., 1974-304с.

4. Пумпянский Л. В.. Очерки по литературе первой половины XVIII в/В сб.cт.«XVIII век», т. I.- М- Л.: Изд-во АН СССР, 1935-118с

5. Ломоносов.М.В. Полн. собр. соч.: М.—Л., Изд-во АН СССР, 1959- 186с.

6. Моисеева Г. Н.. Ломоносов и древнерусская литература../ Г. Н. Моисеева. - Л.:Наука, 1971-119с.

7. Русская литература XVIII века/под ред. - Л., 1937-169с.


Педагогическое наследие Ломоносова скачать доклад

 
Баннер












Регистрация доменов

Зарегистрируй себе домен!
Имя:


defin.ru



Конвертер величин


Что конвертируем:сколько:
соответствует:

Посетители

Сейчас 55 гостей онлайн