Народные промыслы России - Городецкая роспись

Содержание
Народные промыслы России
Хохлома
Городецкая роспись
Вятская роспись
Дымковская игрушка
Мстера
Заключение
Список литературы
Все страницы

 

Городецкая роспись

Роспись в Городецком промысле появилась примерно в 60-е годы прошлого века. На первых порах она была очень похожа на раскрашенную резьбу, и только на рубеже 80-90-х гг. графическое начало уступило место живописной манере, значительно расширившей возможности воспроизведения изображений, давшей большую свободу в их детализации.



Росписью в конце прошлого века городецкие умельцы старались украсить прялочные донца, детскую мебель и резную игрушку. На донцах в окружении пышных розанов и перистых листьев писали сценки из городской и сельской жизни – чаепитие, гуляние, посиделки, охоту и др. Сюжеты из городской жизни можно было распознать по интерьерам с богатой мебелью, картинами и часами на стенах, с самоварами или графинами на круглых столах, а также по костюмам персонажей.



Стремясь к большей декоративности, мастера придавали изображениям некоторую условность. С той же целью всех своих героев они старались представить в наиболее выразительных позах: человека в фас или в три четверти поворота; коня собаку или домашнюю птицу в профиль, птицу в полёте в фас с развернутыми крыльями.

В начале XX века тематика сюжетных изображений расширилась за счёт появления сцен, связанных проводами новобранцев и повествующих о сражениях, видимо, обрисованных прибывшими на побывку солдатами. Кроме того, на мочесниках рисовали пароход с капитаном на мостике, сценки гуляние девушек с матросами.

Сложные сюжетные композиции городецкие мастера строили без предварительной разметки рисунка. Фигуры располагали симметрично относительно центра. Растительные гирлянды служили им обрамлением. Лучшие произведения городецкой росписи отличаются затейливостью изображений, тонким чувством ритма и цвета, равновесием в распределении декоративных пятен.

До середины 30-х гг. городецкие мастера выполняли роспись клеевыми красками ярких локальных тонов - красной, зелёной, жёлтой, синей и чёрной. Облагораживал колорит золотистый цвет олифы. Во второй половине 30-х гг. клеевые краски были заменены масляными, что повлекли за собой некоторые изменения в колорите. Но в целом роспись стала декоративней обработанней и тоньше.

Примерно в то же время в ассортименте Городецких мастеров появилось декоративное панно. В поисках композиционного решения росписи вытянутого по горизонтали прямоугольника мастера пробовали разделить его на клейма: в центре писали сценку, а по бокам – коня и птицу. Темами для центрального клейма служили сюжеты из современной жизни.

В 60-е гг. проводилась работа по созданию композиции с преобладанием растительных мотивов и была предпринята попытка возрождения росписи клеевыми красками. Для внедрения были предложены темперные краски. Но к сожалению эксперимент, проведённый довольно удачно, так и остался экспериментом, а роспись продолжают рисовать масляными красками.

По реконструированной технологии поверхность изделия перед росписью покрывали водным раствором столярного клея. Хорошо высушенную поверхность шлифовали мелкозернистой шкуркой и грунтовали специальным раствором. Грунт наносили плоской щетинной кистью в три приёма с промежуточной и окончательной сушкой в течение 2 часов при температуре 18-23 градусов. Высохшие изделия ещё раз шлифовали мелко зернистой шкуркой.

Дефекты поверхности, которые остались после этих операций заделывали шпатлёвкой, приготовленной из тех же компонентов, что и грунтовка, только с меньшим добавлением воды, таким, чтобы состав получился не жиже творожной массы. Перед шпатлеванием нужные места промазывали 30%-ным клеевым раствором. Шпатлёвку вдавливали в отверстия, а излишки снимали ножом или шпателем. Через 2-3 часа изделие ещё раз шлифовали шкуркой.

Для приготовления красок применяли замешенные на масляно- казеиновой эмульсин пигменты: белила цинковые, кадмий жёлтый, кадмий оранжевый, охру светлую, охру красную, сиену натуральную, киноварь ртутную, кобальт фиолетовый, окись хрома, зелень изумрудную, ультрамарин, сажу газовую.

Современная городецкая роспись выполняется на цветном или на светлом естественного цветы древесины фоне. Характерные для неё мотивы чёрные кони со всадником или без него, птицы типа павлинов, пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки и ягодки с листочками.

Городецкие кони очень изящные, у них маленькие головки на длинных, круто изогнутых шеях, умеренной массой тулово и стройные ноги. Выполняют их в три приёма, сначала свободными живописными мазками наносят контур всей фигуры, заливают его цветом, а потом белыми или жёлтыми тонкими лилиями производят детальную разработку, рисуют сбрую и намечают контуры седла. Седло дополнительно закрашивают красным цветом.

Птичку типа павлина городецкие мастера начинают писать с крыла. Двумя живописными мазками, положенными один рядом с другим, как бы намечают центр тяжести фигурки. Ориентируясь на него, наносят плавно изгибающуюся линию груди. К ней единым мазком пририсовывают контур головки и спины. Под острым углом к линии спины проводят верхнюю границу веерообразного хвоста. Плавной, изгибающейся волной, линией определяют его величину. Соединяют эту линию с нижней точкой крыла. Законченный рисунок фигурки птички закрывают одним или двумя цветами, пририсовывают к нему ножки и моделируют какой-нибудь светлой краской.

В растительных гирляндах ягодки, бутоны, много лепестковые розетки, пышные купавки и даже листочки пишут в два три – цвета. Варианты их неисчислимы. В построении композиции существует неписаный закон: в центре обязательно самый крупный красный цветок- купавка, по бокам розетки, окружённые мелкими цветочками, бутонами, ягодками и листочками. Остроконечные или округлые листья чаще расположены группами по три или пять лепестков.

Ягодки, бутоны розетки, купавки в городецкой росписи начинают писать с подмалевка основного цветового пятна. Чем сложнее мотив, тем больше этапов в выполнении его моделировки. Здесь существует определённый порядок. Сначала во всех случаях наносят сердцевину: у ягодок, бутонов и купавок, наверху, у розеток – в центре. Затем у бутонов, розеток и купавок рисуют нижний лепесток, за ним все остальные. У всех мотивов, кроме розетки, они уменьшаются по мере приближения к сердцевине. Потом начинают разработку светлыми красками. У ягодок на сердцевину наносят точку, а в середину скобочку. На бутонах от сердцевины вниз рисуют расходящиеся веером тонкие линии. У розеток около сердцевины изображают венок из точек или мелких лепестков, крупные лепестки дублируют изнутри или оттеняют спиралевидными кружочками. Самые сложные по моделировке – купавки. Назвать все их варианты невозможно, можно только сказать, что сначала во всех разновидностях разрабатывают серединку, потом лепестки.



 












Регистрация доменов

Зарегистрируй себе домен!
Имя:


defin.ru



Конвертер величин


Что конвертируем:сколько:
соответствует:

Посетители

Сейчас 122 гостей онлайн