Кризис конца 1930-х гг. и его влияние на обучение школьников - Первый доклад

Кризис конца 1930-х гг. и его влияние на обучение школьников

Кризисные явления и рост цен уже не раз имели место в нашей истории. И это не только в сложные годы Гражданской или Великой отечественной войны, или же в период кризиса 1990-х годов. Примером могут быть и далекие 1930-е годы, когда кризис снабжения особенно сказывался на тех, кто жил в деревнях и селах.


В те годы многие семьи не только в ТАССР, но и по всему Советскому Союзу, не могли позволить себе даже товары первой необходимости - ткани, обуви, мыла, керосина. Это было связано с тем, что к концу 1930-х гг. цены, в том числе и на промтовары очень сильно выросли. Да и производство, особенно обуви, тканей, сильно сократилось. У многих семей на покупку товаров первой необходимости уходила основная часть доходов, но все равно обуви и одежды не хватало. Тем более что жители деревни зарплату в 1930-е годы не получали, работали за трудодни, на которые в конце года выдавали натуральные продукты - зерно, картошку, сено и т.д.

Сохранилось немало свидетельств о том, что у сельских жителей элементарно не хватало одежды. На семью из 5 человек могла быть всего лишь одна пара валенок. Резиновые сапоги были огромным дефицитом.

Очень часто дети из-за отсутствия одежды или теплой обуви просто не могли ходить в школу! И таких остронуждающихся было очень много по всей республике. Например, сирота Миша Раутин, ученик Чиршинской школы Елабужского района, часто не посещал занятий потому, что ему не в чем было ходить. Учителя просили председателя сельсовета, оказать помощь в приобретении одежды, но помогать было нечем.

Некоторые дети писали о своих проблемах письма «во власть». Например, проверка письма Заморина, ученика куйбышевзатонской средней школы подтвердила, что у него нет теплой обуви. Педагогический коллектив Мензелинской школы отмечал, что среди учащихся в школе было много нуждающихся. А к апрелю 1940 г. из-за отсутствия обуви не посещали занятия 50% учеников, о чем на заседании педсовета заявляла учительница Александрова. Изучение отсева учащихся из сельских школ так же показывало, что основная его причина -плохие материальные условия семьи. Например, в одной из начально-средних сельских школ Чистопольского района из 31 человека из-за отсутствия одежды и обуви выбыли из школы 16 учеников, еще 4 - из-за очень тяжелых условий проживания семьи.

Письма о необеспеченном состоянии жителями села писались даже Сталину. В письме Кирилловой Раиды из дер. Красный кустарь Билярского района сказано: «Товарищ Сталин я вам решила написать письмо из-за того, что у моих родителей не хватает капиталу, чтобы нас с сестрой учить нынешний год, если вы не поможите мне, то придется ныньче бросать учиться. Я учусь в 5 классе... у нас ныньче не урожай в нашем районе и трудно достать хлеба в магазиных большие очереди за хлебом...

В докладе председателя Президиума Верховного Совета ТАССР «О состоянии народного образования в Татарии за 1940 год» одной из главных причин неудовлетворительного состояния всеобщего обучения указана плохая обеспеченность учащихся обувью и одеждой.

Как видим, высокие затраты на покупку промышленных товаров, небольшие доходы, которые не могли обеспечить жителей деревень всем необходимым для жизни, все это привело к значительному ухудшению качества жизни людей и сказывалось на обучении школьников.

 

 
Баннер












Регистрация доменов

Зарегистрируй себе домен!
Имя:


defin.ru



Конвертер величин


Что конвертируем:сколько:
соответствует:

Посетители

Сейчас 110 гостей онлайн