Транспорт России- проблемы и перспективы - Водный транспорт (речной и морской)

Содержание
Транспорт России- проблемы и перспективы
Общая характеристика транспортного комплекса России
Виды транспорта - Автомобильный транспорт
Водный транспорт (речной и морской)
Железнодорожный транспорт
Трубопроводный транспорт
Воздушный транспорт
Электронный транспорт
Перспективы и проблемы развития транспортного комплекса России
Список используемой литературы
Все страницы

 

Водный транспорт (речной и морской)

Важную роль во внешнеэкономических связях страны играет морской транспорт. Он является одним из основных источников получения валютных средств. Россия с 1992 г. имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина их причалов составляет 60,5 тыс. км. Производственные мощности портов позволяют обеспечивать только 54 % потребности переработки грузов. Основные грузы, перевозимые морским транспортом, — нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Намечено строительство двух портов в Санкт-Петербурге. Так как наша страна находится в северном полушарии, то плавание, или, более научно — навигация, часто бывает затруднена из-за суровых сезонных погодных условий. Разработка природных ресурсов на Крайнем Севере сложна без Северного морского пути.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) (до начала ХХ в. назывался Северо-Восточный проход) — главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до Бухты Провидения) — 5600 км. Основными портами СМП являются Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, порт Провидения. Продолжительность навигации — 2–4 месяца (на отдельных участках дольше с помощью ледоколов). Трудно переоценить значение СМП для России и даже для остального мира. Ведь гораздо короче (проще говоря — вдвое) путь по СМП из Европы в Китай, чем через несколько океанов. Причем России без полномасштабного использования СМП, оказывается, невыгодно разрабатывать многочисленные природные богатства Севера, такие как алмазы, природный газ, нефть и др. Россия имеет пункты переправы сухогрузов, а также наливные суда, но после распада СССР страна осталась без комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа, без железнодорожных переправ на Германию и Болгарию, остался только один портовый элеватор по приему импортного зерна и специализированный комплекс приема сахара-сырца.

Накануне распада СССР суммарный грузооборот приходился на грузы России (или РСФСР, что примерно одно и то же по территориальным меркам), а обработка их велась в портах ныне союзных государств, которые имеют более выгодное географическое положение, нежели некоторые российские порты. Например, 60 % российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда из-за недостаточных глубин. Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение страны. Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузо- и пассажирообороте России. Он составил всего около 3 % грузоперевозок в 1995 г. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление.

Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Период, когда лед стоит, на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири — от 200 до 240 дней. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но существует и ряд преимуществ: более низкая стоимость перевозок, меньшая потребность в  капитальных затратах на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта. Основные виды грузов речного транспорта — стройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно. Значительное количество оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей речной магистралью здесь служит Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р.Свирь и Нева. Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает значение роли таких рек как Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур. Особенно заметна их роль в обеспечении районов освоения там, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали. В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних судоходных путей, количества причалов.



 
Баннер












Регистрация доменов

Зарегистрируй себе домен!
Имя:


defin.ru



Конвертер величин


Что конвертируем:сколько:
соответствует:

Посетители

Сейчас 76 гостей онлайн