Национальные образы мира в поэзии Баки Урманче

Творческие достижения Баки ага Урманче обогатили не только культуру Республики Татарстана, но стали выдающимся явлением искусства России и ряда республик бывшего Советского Союза, ныне стран СНГ)».


К сожалению, за сто с лишним лет о творчестве Баки Урманче издано лишь один-два альбома и одна-единственная монография А. Новицкого. До сих пор не опубликованы еще не расшифрованные ноты бытовых записей на магнитофоне, так и не вышли в свет его стихи. Большим прорывом стало издание сборника «Духовный мир Баки Урманче», где читателя получили уникальную возможность познакомиться с лучшими статьями о великом художнике и большом человеке, отображающими разные аспекты его творчества. Именно здесь мы познакомились с образцами поэтического творчества Великого Мастера, что и побудило нас к написанию этой работы.

Тема нашего доклада: «Национальные образы мира в поэзии Баки • Урманче».

Цель доклада: выявить особенности воплощения национальных образов в поэтической картине мира Б. Урманче.

Задачи:
-    изучить литературу о Б Урманче, о своеобразии тюркской, татарской поэзии;
-    познакомиться с образцами поэтического творчества Б. Урманче и сформировать из них материал, который мог бы быть включен в хрестоматию по татарской литературе для школ;
-    проанализировать национальные образы мира, которые встречаются в стихотворениях Великого Мастера.

Данный доклад  не претендует на полноту раскрытия темы, так как в нашем распоряжении оказалась лишь малая толика поэтических шедевров Б. Урманче. Мы стремились к комплексному анализу образов, рассматривали художественный мир стихотворений в неразрывном единстве с живописью Великого Мастера.

С раннего детства Баки Урманче воспитывался на образцах традиционного искусства песни, байта, дастана; он слушал суры Корана, стихи древних поэтов.

Заложенные Аллахом способности к искусству Баки Урманче были развитии родителями Идрисом хазретом и Махджубой абыстай в деревнях Куль Черкене Буинского района и Малые Салтыки Камско-Устьинского района Тататарстана. Совершенствовал знания будущий художник в медресе «Мухаммадия» Казани - центе прогрессивного джадидского движения с 1882 по 1917 гг. Там преподавали и обучались лучшие представители татарского народа: Ю. Акчура, Ш. Шараф, Т. Ильяс, Ф. Амирхан, К. Тинчурин, Ф. Бурнаш, Б. Урманче, С. Сайдаш, М. Гафури, Г Камал, Г. Габяши и другие.

Б. И. Урманче отлично владел изысканным татарским, в совершенстве знал многие-тюркские языки с их близкими аналогами, например, турецкий с азербайджанским, казахский с киргизским, узбекский, уйгурский другие. Книги на немецком, английском и французском языках читал без словаря.

Поэзия Баки Урманче своими глубокими корнями вросла в многовековой пласт татарской поэтической культуры, а сам он, как поэт, сформировался, прежде всего, под благотворным влиянием письменной художественной традиции татарского народа. И в то же время Б. Урманче охотно обращался к традициям поэзии Востока и богатейшему фольклорному наследию тюркских народов.

Стихотворения Б. Урманче отличаются многоплановостью Двойственность его преднамеренна, колебания между двумя уровнями поддерживается сознательно, а фактура стиха и оттенки значения слов способны меняться каждое мгновение.

На наш взгляд, поэтическое творчество Б. Урманче должно занять достойное место на страницах учебников по татарской литературе. Великий Мастер, подарил миру произведения, в которых наиболее глубоко воплотилась бы душа татарского народа, неповторимые черты национального характера и бытия.

Главным содержанием поэзии Баки Урманче была любовь к Родине, к ее истории, жгучая и кровная связь с природой и людьми. Целый ряд стихотворений, представленных в сборнике «Духовный мир Б Урманче», посвящены теме Родины: «Тугаи ил» («Родная земля») (1940), "Тирмэлэрдэ кымыз эчеп, курай тартып..." ("На отдыхе я в юртах пил кумыз . ") (1940), "Илемдэ эжцэби, йортымда жат'' ("В стране моей враги, а в доме посторонний") (1945), ("Оказывается, можно жить и после семидесяти... ") (1970-е гг.).

Анализ имеющихся в нашем распоряжении текстов стихотворений показал, что в художественной картине Б. Урманче важное место занимает противопоставлгние Туган ил (родная земля, Отечество) - ил (страна). Если туган ил у поэт выступает в значении Ватан (Отечество) и единый тюркский народ, то слово ил обозначаеттоталитарное государство, авторитарный режим.

Пространство Туган ил является одним из самых значимых в произведениях Б. Урманче, поскольку лишь оно сохраняет элементы национального космоса (туган йорт (отчий дом), родной природы, мечеть) Лирический герой стихотворений Б. Урманче ощущает "приращенность" (М. Бахтин) собственной жизни к родной стране со ъсеми ее уголками, к родным горам, родному долу, реке и лесу, родному дому ("Туган ил" ("Родная земля"), ""Тирмэлэрдэ кымыз эчеп, курай тартып..." ("На отдыхе я в юртах пел кумыс...")"). Для Б. Урманче Туган ил (родина) прежде всего - родная сторона со своей территорией и государственностью.

В художественном дискурсе Б. Урманче тема родины является стержневой, для выражения которой используются различные языковые единицы: ил, Агидель, Урал тау, дала, ат, курай, тирмэ и другие.

Агидель у Б. Урманче образ могущества и красоты Туган ил. Под стать образу величавой реки и ее живописные берега: леса, населенные диким зверьем, и долины с «островами» табунов. Своим течением, динамикой разливов река определяет решающие для человеческого существования периоды времени, символизируя мировой поток явлений, течение жизни. На наш взгляд, у Б. Урманче река выступает в качестве некоего "стержня" Туган ил: Урал - долина - юрта.

 

 












Регистрация доменов

Зарегистрируй себе домен!
Имя:


defin.ru



Конвертер величин


Что конвертируем:сколько:
соответствует:

Посетители

Сейчас 72 гостей онлайн