Сказка Г. Тукая «Шурале» глазами Б.Урманче

Б. Урманче феноменально много сделал в искусстве, много количественно — около трехсот живописных полотен, двух тысяч графических листов, ста пятидесяти скульптур, кроме того - он автор мемуаров, статей, стихов. Его произведения экспонировались на более чем ста выставках, в том числе всесоюзных и международных, их видели жители почти сорока городов страны — от Риги и Талина до Хабаровска и Владивостока, в Поволжье - от Нижнего Новгорода до Астрахани, на Урале, в Донбассе, Казахстане, Узбекистане.


Живопись Б. Урманче счастливо соединила колорит национального мышления с достижениями классического искусства. Путь его лежал через экспрессию импрессионизма, устойчивость реализма к традициям тюркской миниатюры.

Г. Тукай оказал на творчество Б. Урманче большое влияние. Они были современниками, но не были знакомы Шакирд медресе Урманче подарком судьбы считал случаи, когда ему приходилось видеть поэта. Образ Тукая, мир его произведений стали постоянной и главной темой его творчества: множество иллюстраций к сказке «Шурале», фриз «Сенной базар», мемориальный музейный комплекс Дома-музея Тукая в Кырлае.

Тема нашего доклада сказка Г. Тукая «Шурале» глазами Б. Урманче.

Цель доклада: выявить своеобразие интерпретации образа Шурале в серии графических работ Б. Урманче по мотивам поэмы Г. Тукая «Шурале» (1980).

Задачи:
•    изучить в сборниках татарской мифологии мифы, посвященные Шурале;
•    выявить особенности этого мифологического персонажа в татарской мифологии;
•    прочитать сказку Г. Тукая «Шурале» и выявить своеобразие интерпретации одноименного образа;
•    выполнить толкование одной из графических работ Б. Урманче по мотивам поэмы Г. Тукая «Шурале».

Объект исследования: серия графических работ Б. Урманче по мотивам поэмы Г. Тукал «Шурале».

Предмет исследования: образ Шурале в графической работе Б. Урманче «Шурале и мотылек».

Структура исследовательской работы: работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

Б. Урманче в цикле графических работ по мотивам сказки Г. Тукая «Шурале» прибегает к технике китайской живописи: использует принцип «гу-фа», что в переводе означает буквально «для костяка используй кисть». «Костяк» образа - это некие устойчивые черты, выражающие его внутреннюю суть. Методы передачи «костяка» тесно связаны с техникой «морщин» (цунь), те с техникой штриховки, создающей темные фрагменты в ритмическом развертывании структуры.

Намек, поэтические ассоциации присущи всему традиционному восточному искусству и работам Б. Урманче, в частности. Основная сложность восприятия заключается в двойственном значении каждого элемента графической работы «Шурале и мотылек». Б. Урманче заставляет нас задуматься о том, насколько субъективен человек в своих оценках: столь ли безобразен Шурале? Как и Г. Тукай, великий художник заставляет зрителя иначе посмотреть на этот ставший хрестоматийным образ татарской культуры.

Очевидно, что Б. Урманче писал свою графическую работу «Шурале и мотылек» под впечатлением картины М. Врубеля «Пан». На это указывает и композиционное строение работы, и поражающая сила лаконизма в рисунке... Философская образованность сочеталась у Врубеля и Урманче с исключительным богатством творческой фантазии и еще более исключительною остротою взгляда, всеобъемлющею способностью постигать природу и навсегда сохранять в памяти существеннейшие особенности всего ими увиденного. Великие мастера живописи пытались «поймать на холсте» «интимно национальную нотку». Творчество Врубеля и Урманче, чрезвычайно сложное и по внутренней своей сущности и по внешним данным, как музыка, почти не поддается словесным анализам и толкованиям.

 

 
Advego - наполнение сайтов информацией












Регистрация доменов

Зарегистрируй себе домен!
Имя:


defin.ru



Конвертер величин


Что конвертируем:сколько:
соответствует:

Посетители

Сейчас 50 гостей онлайн