Как отучить ребенка от компьютера: несколько важных советов

Содержание:

Виды

Игровая

Это детская зависимость от компьютерных игр (индивидуальных или групповых сетевых), когда за ними проводится слишком много времени. Ради них забывается обычная реальность. Уходят на второй план учёба, родители, друзья, хобби.

Сетевая

Этот вид больше распространён среди подростков. Выражается в патологической зависимости от интернет-общения в соцсетях (иногда на форумах). От неё страдают чаще всего одинокие, робкие, застенчивые, склонные к аутизму, с заниженной самооценкой. В реальной жизни им невероятно трудно знакомиться и общаться. В Сети, анонимно, это делать гораздо проще.

Сетевая компьютерная зависимость может проявляться по-разному. Есть подростки, которые активно общаются на форумах и в соцсетях от своего имени. Им просто легче это делать в виртуальной реальности, так как не надо смотреть в глаза собеседнику, который находится по ту сторону экрана. Контакт можно всегда прекратить, выйдя из Сети. А есть патологическое стремление приукрасить себя перед собеседником. Создаются аккаунты и профили под чужими именами, сочиняется «геройская», но сказочная биография. Неуверенный в себе пятиклассник может писать взрослым девушкам от имени 25-летнего красавчика-бодибилдера, покорителя женских сердец. Или 15-летняя девочка-подросток с массой комплексов представляться известной топ-моделью.

Последний вариант сетевой компьютерной зависимости гораздо опаснее, так как граничит с психопатологическим расстройством поведения и нередко заканчивается раздвоением личности.

Серфинг

Так называется бесконечное бесцельное брожение с сайта на сайт, подобно тому, как серфингист преодолевает волну за волной, получая от этого фантастический кайф. Если раньше данным видом зависимости страдали преимущественно взрослые, сейчас психотерапевты и психологи бьют тревогу: всё большее количество детей становятся заложниками новостных лент в соцсетях. Утром (ещё толком не успели проснуться), на переменах, во время выполнения домашнего задания, вечером вместо прогулки, даже общаясь с кем-то (имеется в виду обычная реальность), они снова и снова прокручивают ленту, выискивая новые фотографии и истории, бездумно их лайкают, даже не всматриваясь толком и уж тем более не вчитываясь.

Этот вид зависимости — один из самых коварных, так как усыпляет бдительность родителей. Они видят, что ребёнок не сидит целыми днями в играх, не общается в чатах с подозрительными личностями. Ну, просматривает он эту ленту, а вдруг просто ищет что-то нужное по учёбе? Драгоценное время, когда можно начать лечение, уходит, а потом становится слишком поздно.

Как распознать зависимость от компьютерных игр

Компьютерная зависимость – это серьезная проблема, и распознать ее можно по таким аспектам:

  • Потеря контакта с родителями, нежелание идти на него;
  • Ребенок становится поверхностным, его не интересует «живое» общение;
  • Ему не интересны другие дела;
  • Все свободное время он у компьютера;
  • Общение нередко сводится к компьютерным играм.
  • Избегает доверительных бесед;
  • Всячески пытается заполучить желаемое, идя на обман;
  • Потеря контроля над временем проведенного у компьютера;
  • Ребенок поглощает пищу, не отрываясь от компьютера;
  • Он скрывает, сколько в действительности находился у компьютера;
  • Ограничения, связанные с компьютерами вызывает нервную реакцию (злость, плачь, агрессия, апатия);
  • Его день начинается с компьютера;
  • Придя со школы, первым делом ребенок идет к компьютеру.

Заметили какой-либо из признаков? Вывод: компьютерная зависимость. Принятие мер обязательно – не теряйте времени. Конечно, лучше не ждать симптомов, а предотвратить их появление – о профилактике компьютерной зависимости будет рассказано ниже. Этой проблеме подвержены многие подростки и дети, будьте бдительны.

Если компьютерная зависимость уже началась, то необходимо помочь ребенку. На этом этапе многие родители допускают ошибки. Узнайте, что нужно делать, и какая тактика поведения неверна. Итак, как помочь чаду выработать здоровое отношение к компьютеру.

Профилактика

В качестве профилактики родители должны:

  • подавать личный пример: самим не просиживать у компьютера и в телефоне часы напролёт;
  • сформировать у ребёнка круг интересов (увлечь хобби, записать на кружок или в секцию);
  • уделять ему максимум внимания, искренне интересовать его жизнью, увлечениями, желаниями, эмоциями;
  • обучать этике интернет-общения;
  • приветствовать общение со сверстниками в реальности;
  • обеспечить двигательную активность: увлечь каким-либо видом спорта, делать вместе утреннюю зарядку, по вечерам гулять пешком, путешествовать, устраивать походы;
  • контролировать деятельность за компьютером и в телефоне: отслеживать время, проведённое за ними; игры, в которые играет;
  • не бояться на начальных этапах зависимости ограничивать время: полчаса — для младшеклассников и не более часа — для подростков;
  • точно так же не бояться запрещать играть в жестокие и страшные игры;
  • приобщать к развивающим и полезным играм и сайтам.

Чтобы уберечь от компьютерной зависимости ребёнка, родители могут предпринять ещё целый ряд профилактических мер, касающихся непосредственно техники.

Вплоть до старшего подросткового возраста не покупать ребёнку отдельный компьютер — пусть играет или занимается на папином (мамином). Это позволит в любой момент на вполне законных основаниях попросить прервать игру и освободить место.

Установить компьютерный монитор так, чтобы вы всегда видели, чем именно он занимается.

Установить специальные фильтры или программное обеспечение, которое позволит постоянно контролировать время, проведённое за компьютером, и какая деятельность с него осуществлялась.

Детская компьютерная зависимость — большая социальная проблема, с которой должны комплексно бороться все взрослые. Несмотря на то, что вопрос о том, является ли она полноценным психическим расстройством, остаётся открытым, нет сомнений в том, что она в итоге оказывает на психику мощное негативное воздействие. И ребёнка от него нужно уберегать любыми силами.

Причины зависимости

Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

  • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудностей в семье;
  • сложностей в обучении;
  • при непринятии себя.

Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты. Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя эта причина больше свойственна взрослому населению (о компьютерной зависимости у взрослых читайте здесь).

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

У ребенка быстро меняется настроение, восприятие окружающего мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное общение с товарищами. Появляется быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, агрессивность. Ребенок, проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает ощущение эмоционального подъема только во время игры.

Симптомы игромании у детей включают нарастающее времяпрепровождение за монитором; полное сосредоточение на игре, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать себя, не сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость, синдром отмены – невозможность сесть за монитор вызывает ярость, агрессию, плач, замкнутость.

Отдельно отмечают физические симптомы у страдающих от пристрастия к компьютеру. Это головная боль, сухость в глазах, боль в спине, уменьшение веса, изменение режима сна.

Что привлекает детей в виртуальной игре? Онлайн игры дают детям ощущение соревновательного эффекта, который формирует азарт. Таким образом, формируется у детей пристрастие к компьютеру, особенно быстро это происходит, если в виртуальной игре ребенок успешен, а в реальной жизни нет. Ролевые игры опасны для внушаемых детей, которые копируют поведение своих героев. Необходимо взрослым присматриваться, в какие именно игры играет отпрыск. Виртуальные современные игры сделаны так качественно, что у личности с низким уровнем критичности стирается грань между ее имитацией и реальностью.

Как заставить лечиться зависимых от компьютерных игр

Как лечить компьютерную зависимость, знают специалисты центра «Версио». К специалистам стоит обратиться людям, страдающим от любого вида психических расстройств в семье. Но как заставить лечиться зависимого? Нужна интервенция! Суть интервенции в грамотном разговоре. Он не должен строиться на агрессии, обвинениях, поощрении, шантаже

Больному нужно объяснить, как себя чувствуют его родные, почему важно начать лечение на этом этапе. Говорить следует спокойно, аргументированно подавая информацию, не давить на психику, стараться успокоить

Не всем людям удается правильно выстроить разговор. Поэтому для проведения интервенции привлекаются психологи. Специалисту нужна информация о причинах развития недуга и о том, как давно возникла зависимость, каким образом больной реагирует на замечания. После этого разрабатывается план действия. Каждому члену семьи, специалисту отводят роль. Беседу нужно вести в комфортной обстановке. Встреча организовывается на территории пациента.

Подростку, взрослому рассказывают о духовной сфере зависимости – утрате духовности, семейных ценностей, чувствах апатии, пустоты. Спокойно высказанные просьбы, а также разумные доводы, подкрепленные статистикой, помогают зависимому человеку осознать проблему.

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Игровая зависимость от компьютера опасна своими тяжелыми последствиями. Пребывая в виртуальном мире, подросток никогда практически адекватно не способен контролировать реальное время и везде опаздывает: пропускает уроки, прогуливает школу.

Проблема компьютерной зависимости у подростков предстает в виде агрессии, которая возникает в процессе игр. В случае если у ребенка что-то не выходит, то возникает буря эмоций, дестабилизируется, а также расшатывается психика. Весь негатив подросток переносит в мир реальный.

Проблема виртуального общения проявляет себя также в том, что детская личность сильно разочаровывается в реальной жизни, в которой не все так просто, а общаясь с компьютером, у ребенка рано или поздно все начинает получаться.

Признаки компьютерной зависимости могут выражаться в нарушении зрения, авитаминозе, неправильном питании (быстрые перекусы), не соблюдении правил личной гигиены и пр.

Виды зависимостей у подростков бывают разные: интернет-зависимость и игромания. Зависимость от компьютерных игр различается по типам игр. Выделяют ролевые, стратегические, неролевые игры (аркады, флеш-игрушки, головоломки) и азартные игры.

Возвращение в семью

Для того чтобы победить зависимость, придется много работать всем членам семьи. Сотрудничество и уважение должны быть инструментами этого процесса выбора. Лучший способ отучить детей от интернет-зависимости состоит в том, чтобы они сами прочувствовали преимущества реальной жизни против виртуальной.

Вот несколько советов, придерживаясь которых родители справились с интернет-зависимостью своих детей, их можно учитывать, перед тем как отвлечь ребенка от компьютера и телефона:

  1. Проведение совместных видеосеансов игры, пусть ребенок научит родственников одной из своих любимых видеоигр. Они могут признать игру поучительной, сложной или плохой. Этим будет показано ребенку, что они открыты и готовы попробовать что-то новое вместе с ним. Существует большая вероятность того, что ребенок прислушается к мнению близких.
  2. Предлагают ребенку вести учет времени, проведенного на играх в течение недели. Показывают ему наглядное представление о том, сколько свободного времени уходит на онлайн. Вполне вероятно, что ребенок не учел этого и будет удивлен результатами. Можно предложить список полезных и интересных дел и возможностей, которые он мог выполнить за то же время.
  3. Организовывают активные совместные занятия в помещении или на свежем воздухе для детей и их друзей.
  4. Начинают долгосрочный проект по реализации желанных целей ребенка, которые кажутся ему недостижимыми. Если родители смогут реализовать то, чем увлекается ребенок, то можно помочь ему реализовать свою страсть. Большинство детей не предполагают о процессе долгосрочных проектов, нужно показать им, как планировать и финансировать их. Это будет долгое время занимать сознание малыша. Например, построить доску для серфинга, отремонтировать старую машину, сшить платье, сделать домик на дереве, выполнить путешествие на велосипедах. Такой долгосрочный проект с ребенком будет вознаграждением для всей семьи.
  5. Признать усилия ребенка в офлайн-занятиях. Исследование, проведенное стэнфордским психологом Кэрол Дуэк, показало, что способ, которым родители предлагают одобрение, влияет на поведение детей и их отношение к себе. Двек провел исследования, в которых подростках давали ряд сложных проблем из теста IQ. Дети, которых похвалили за их интеллект, готовы отказаться от возможности выполнить новую задачу, которая может выявить их недостатки и поставить под сомнение их талант.
  6. Участие в видеоигре, часто является уединенной деятельностью. Совместный обед или ужин в кругу семьи предоставляет ценную возможность для общения. Запланированная совместная трапеза помогает вытащить детей из «изолированного пузыря» на игровых приставках и вовлечь в обмен идеями. Семейные обеды должны быть местом для открытой дискуссии, где дети могут обсудить свои игровые достижения, если они захотят, и где они также могут узнать мнение всех членов семьи, что помогает оценить время, проведенное за игрой.

Для того чтобы побудить ребенка тратить меньше времени на игры, требуется больше времени от родителей. Это не всегда легко, учитывая плотные графики, но оно того стоит, особенно для семьи, в которой главным приоритетом является здоровье. Только так можно снизить негативное влияние компьютера на детей.

Как бороться

Если заниматься профилактикой слишком поздно, необходима реабилитация ребенка, то стоит обратиться к психологу. Дело в том, что самостоятельные манипуляции типа наказаний или установки «родительского контроля» не решают проблемы. Ребенок просто научится искать доступ в интернет в другом месте, возможно, сбежит из дома.

Проблема компьютерной зависимости не может быть решена, если социальная среда не безопасна для ребенка, не интересна (не соответствует его темпераменту, возрасту, характеру, способностям, потребностям, интересам), если между родителями и детьми сложились неблагоприятные отношения и если ребенок испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Таким образом, устраняется компьютерная зависимость только за счет получения ребенком удовольствия и удовлетворения от реальной жизни. Но этот вопрос требует строго индивидуального рассмотрения ситуации.

Признаки компьютерной зависимости

  • Снижение интереса к другим занятиям в школе, к домашним заданиям, к любым играм и занятиям, которые раньше были интересны и увлекательны для него. Ребенок может говорить, что ему скучно и неинтересно,
  • Он сердится, когда родители пытаются наложить какие-то запреты, когда ему не разрешают играть или смотреть телевизор.
  • Ему трудно остановиться. Он говорит «еще 5 минут», которые длятся часами.
  • Когда вы забрали у ребенка планшет или ноутбук, он ходит по квартире мается, жалуется, что ему скучно и неинтересно. Может просто лечь спать, раз нечем заняться.
  • При общении ребенок часто говорит об игре, обсуждает ее, пытается искать информацию о ней, читать о ней. Учителя могут замечать, будто ребенок отсутствует на уроках, о чем-то мечтает, а в этот момент у него сильно нарушается концентрация на любых других занятиях. Например, он сидит на уроках и думает, как он будет следующую миссию выполнять в игре, как ему в этот раз нужно пройти этот этап, чтобы понести наименьший урон.
  • Если ребенок занимался спортом, у него было хобби,  коллекционирование – все это начинает отходить на второй план. Родители будто теряют ребенка, у него происходит потеря интереса ко всему.
  • У ребенка нарушается восприятие времени. Он не чувствует время, может просидеть за компьютером всю ночь до утра.

Установите правила и ограничения

Родителям нужно установить определенные ограничения и запреты. Для кого-то удобнее перенести игры на выходные и делать это в ограниченное время. Лучше заручиться поддержкой родственников, кто принимает участие в воспитании ребенка (бабушки и дедушки).

Прежде чем разговаривать с ребенком, вы должны нарисовать план действий для себя, понять, в чем вы хотите ограничивать ребенка (сколько времени он будет играть, в какие дни, при каких условиях).

Какое количество времени ребенку безопасно проводить перед компьютером/телевизором?

  • 6-8 лет – не более 30 минут в день.
  • 9-12 лет – не более 1 часа.
  • 13-17 лет – не более 1,5 часов.

Правило выходного дня. Создайте такие условия, чтобы ребенок думал, что игра на компьютере – это привилегия, а не право. И эта привилегия будет доступна только в выходные, например. Сначала это будет непросто, но потом ребенок привыкнет, потому что на неделе играть нельзя.

Как следствие, количество напряженных моментов, когда вы каждый день напоминаете ребенку, что пора заканчивать с игрой, уменьшится. Если ребенок нарушает правило выходного дня, вы его предупреждаете, что на следующие выходные будет наложен запрет игры на компьютере.

Последствия компьютерной зависимости

Игровая зависимость негативно сказывается на всех аспектах жизни человека:

  • Страдает режим сна и отдыха.

  • Изменяются привычки питания: больной ест фастфуд, чтобы не отвлекаться от игры.

  • Страдают взаимоотношения с близкими.

  • Нарушаются рабочие и учебные процессы.

  • Ограничивается круг интересов.

  • Портится характер, больной становится раздражительным и агрессивным.

  • Могут возникнуть финансовые проблемы из-за безудержных трат на обновление компьютера, покупку новейшей игровой приставки, различных гаджетов и программ.

Важно

По мнению, врача-невролога баронессы Сьюзен Гринфилд, игры являются причиной слабоумия, так как современные средства развлечений ведут к повышенной возбудимости нервной системы. Со временем человек привыкает к подобному состоянию, возникает зависимость, в результате повышается риск развития деменции.

Как побороть зависимость от приема сосудосуживающих капель и спреев

Первым этапом лечения зависимости от сосудосуживающих капель является полный отказ от их приема. Пациенту необходимо осознать и принять тот факт, что он попал в зависимость от приема назальных капель или спреев.

Следующим этапом является немедленное обращение за помощью к врачу-отоларингологу. Медицинский специалист проведет опрос пациента, назначит необходимую диагностику, соберет данные анализов и поставит диагноз. При подтверждении опасений касательно развития зависимости к назальным каплям или спрею, врач подберет единственно правильное индивидуальное лечение для каждого пациента.

Для лечения медикаментозной зависимости в зависимости от тяжести и запущенности заболевания для лечения применяются терапевтические, физиотерапевтические, а также хирургические методы.

Терапевтическое лечение зависимости

Для устранения привыкания к сосудосуживающим назальным средствам необходимо полностью исключить применение данных препаратов. Врач может назначить гормональные капли или спреи, которые содержат клюкокортикостероиды, и способны облегчить дыхание пациента без нежелательных побочных эффектов. Эти средства снимают воспаление и отек в носовых ходах, устраняют неприятные симптомы и улучшают состояние слизистой оболочки носа.

Лечение привыкания с помощью физиотерапевтических процедур

Дополнительно ЛОР-врач может назначить проведение некоторых физиотерапевтических процедур для улучшения состояния пациента.

К таким процедурам относятся:

  • УФ-терапия;
  • магнитотерапия;
  • лазерная терапия;
  • промывание пазух носа солевыми растворами;
  • тубусное кварцевание и другие

Хирургическое лечение зависимости

В случаях, когда терапевтическое лечение неэффективно или эффект от приема лекарственных препаратов недостаточен для выздоровления пациента, необходимо срочное хирургическое вмешательство.

Основная причина ухудшения состояния пациента при возникновении зависимости к сосудосуживающим каплям — это развитие отека и уменьшение просвета носового хода. Поэтому все хирургические вмешательства направлены на восстановление.

К хирургическим способам лечения относятся:

  • радиоволновая редукция;
  • вазотомия;
  • вапоризация и другое.

Последствия игромании

Болезнь влияет на все аспекты жизни человека. Последствия игромании могут носить разрушительный характер для личности больного, его здоровья и сферы социума. Специалисты выявляют три основных направления, которые наиболее подвержены изменениям вследствие патологической тяги к играм.

Физиологические

  • потеря аппетита и режима сна;
  • головные боли, скачки артериального давления;
  • вегетативная дисфункция;
  • проблемы с ЖКТ;
  •  ухудшение памяти, концентрации, внимания.

Социальные

  • безразличие к работе, учёбе;
  • дезориентация в актуальных событиях, новостях;
  • нарушение дружественных и родственных связей;
  • агрессия по отношению близких, пытающихся вылечить игровую зависимость.

Время за компьютером и оценки

Как связать время игры за компьютером и оценки в школе? Зная, как ребенок учится и на что он способен, поговорите с ним: если ты будешь нормально учиться, можешь немного времени проводить за компьютером.

Т.е. оценки – это дополнительная опция, чтобы внести корректировки в сидение за компьютером/планшетом/перед телевизором.

Родители, будьте здесь разумны и адекватны. Устанавливайте правила с учетом реальных способностей вашего ребенка. Если установить слишком высокую планку для ребенка, чего он достичь не сможет – ребенок просто затаит сильную обиду на вас.

Нельзя поощрять за хорошие оценки компьютером. Ребенок получает хорошие отметки не за какие-то деньги, компьютерные игры – это неправильная мотивация. Он получает пятерки просто потому, что ему должно быть приятно ощущать себя компетентным, радоваться, что у него получилось, ощущать внутреннюю гордость, что он делает успехи.

Но когда мы начинаем привязывать различные «бонусы» за хорошие оценки, мы делаем неправильный акцент. Компьютер – это привилегия, и ребенок может лишиться ее, если не выполняет какие-то условия договора или не справляется с учебой.

Почаще приглашайте домой друзей и детей. Ведь ребенок обращается к компьютеру, когда ему скучно и нечего делать. Организуйте при этом интересный досуг. Иногда можно позволить поиграть в компьютер вместе с друзьями, но ограниченное количество времени, также заранее скажите об этом ребенку: друзья пришли в гости не для того, чтобы уткнуться в монитор, а чтобы пообщаться.

Уберите компьютер от ребенка

Переставьте компьютер ребенка в другое место в квартире, которое находится на виду у взрослых, чтобы наблюдать. При этом ребенок начинает меньше времени проводить перед экраном монитора. То же самое касается и электронных гаджетов (смартфон, планшет) – главное, чтобы ребенок не оставался с ними наедине в своей комнате.

Если в доме два компьютера, один должен быть для развлечений, второй – строго для учебы (не должно быть игр, видео, мультиков и другого развлекательного контента, блокировка соц. сетей). В этом случае родителям не стоит волноваться, что ребенок не уроки делает или сидит в контакте + ваш ребенок не будет отвлекаться, пока делает домашнее задание.

Любые развлечения, игры на компьютере и телевизор наступают только после того, как ребенок сделал домашнюю работу. При этом у ребенка должно быть свободное время после школы, когда он может отдохнуть, расслабиться.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

Первый тревожный симптом компьютерной зависимости — стремительно нарастающее количество времени, которое ребенок сидит за компьютером вне учебы. Подросток готов пожертвовать временем на сон, отказаться от прогулок, общения с друзьями. Забывает поесть, сделать уроки, выполнить обязанности по дому.

Родителей должно насторожить, когда ребенок включает компьютер сразу, как просыпается, или, как только приходит из школы. Зависимым людям необходимо, чтобы компьютер постоянно работал как фон, даже тогда, когда он якобы делает уроки или выполняет свои домашние обязанности.

Если при попытке родителей «вырвать» подростка из виртуального мира, выключить игру, он реагирует агрессивно, приходит в ярость или плачет – это тоже признак зависимости. В этом случае нельзя терять времени, и сразу заниматься выведением ребенка из этого состояния.

Если зависимость еще не приобрела серьезных форм, то можно обойтись воспитательными мероприятиями. В противном случае ребенок нуждается в лечении специалистами.

Помимо психологических симптомов есть и физические проявления, связанные с длительным нахождением у монитора – покраснение и усталость глаз, головные боли, боли в спине и запястье – туннельный синдром.

Причины компьютерной зависимости у подростков

Почему возникает игровая зависимость, так значительно меняющая личность и образ жизни подростка? Вероятно, причин несколько, и они связаны между собой. Игрозависимость появляется из-за:

  • разнообразных психических нарушений (этот вариант не следует исключать, далеко не все психические заболевания дебютируют в детстве);
  • особенностей характера — повышенной застенчивости, необщительности, часто к зависанию в игрушках приводит комплекс неполноценности (хилый юноша в игровой реальности — сильный и отважный победитель, не слишком привлекательная девушка — прекрасная воительница или вообще парень) — реализуются самые любимые и несбыточные фантазии;
  • наличия страхов, фобий — победы в играх заставляют ощущать себя увереннее;
  • дефицита общения — как с родителями, так и со сверстниками;
  • семейных конфликтов, скандалов, «разборок», гиперопеки, постоянного родительского контроля «шаг вправо-шаг влево-расстрел»;
  • социальных фобий — подросток не умеет строить линию поведения и общения, «поставить себя» в обществе, считает себя незначимым, неинтересным;
  • переизбытка свободного времени и неумения занимать себя чем-то конструктивным — такие тинейджеры вырастают из детей, чьи родители по первому писку малыша включали ему мультик, давали в руки гаджет, «лишь бы не орал». Ребенок не научился активно, творчески проводить досуг — все, что требовало хоть малейших усилий от него самого, отвергалось, а теперь он, соответственно, не умеет быть активным.

Признаки

Самые явные признаки интернет-зависимости:

  • самый первый признак зависимости: ребёнку ничего не интересно, кроме компьютера;
  • слишком много времени проводит за играми или в соцсетях (за компьютером, планшетом, телефоном);
  • во время игры не реагирует на то, что происходит вокруг него.

Детская компьютерная зависимость особенно явно обнаруживает себя в изменении круга и характера общения:

  • ребёнок оживляется в разговоре только при обсуждении игры или соцсетей;
  • ограничивает до минимума или вовсе прекращает всякое общение;
  • не стремится к новым знакомствам;
  • общение с кем-либо диктуется лишь необходимостью (надо что-то узнать, о чём-то попросить и т. д.);
  • общение носит поверхностный характер;
  • теряет доверительные отношения с родителями, перестаёт контактировать с ними так, как раньше;
  • отвечает на вопросы формально, без подробностей — что называется, на автомате.

Какими ещё психологическими особенностями отличаются от своих сверстников дети, зависимые от компьютерных игр:

  • часто обманывают («Я играю всего полчаса», «Я уже поел», «Я уже сделал домашнее задание» и т. д.);
  • слишком бурно и неадекватно реагируют на ограничения и запреты, связанные с компьютером и гаджетами: злятся, грубят, плачут, пытаются манипулировать взрослыми;
  • теряют контроль над временем;
  • едят за компьютером, во время приёмов пищи сидят в телефонах;
  • настроение и эмоциональное состояние зависят от виртуальной реальности: рады, когда одерживают победу в игре, или зарабатывают новый лайк в соцсетях, или получают сообщение от «друга по ту сторону монитора»;
  • закрыты от окружающих, так как постоянно заняты мыслями о компьютере.

Если ребёнок проводит за компьютерной игрой или сидит в соцсетях более 2 часов в день, специалисты называют это верным признаком зависимости.

Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей

Бороться с компьютерной зависимостью у чада-подростка сложнее всего:

  • Во-первых, интернет уже не отключишь и ноутбук не спрячешь.
  • Во-вторых, учеба сегодня предполагает и задания на ПК.
  • В-третьих, отвлечь ребенка в подростковом возрасте конструктором и игрой в снежки невозможно. Как быть?
  • Интернет не запрещайте, компьютер на шкаф не прячьте – позвольте ребенку быть взрослым. Но контролируйте процесс. Блокируйте все неблагонадежные сайты, установите фильтры для вирусов и для доступа на те ресурсы, где подростку делать нечего в силу еще пока неустойчивой психики и подверженности влиянию извне. Проследите, чтобы время на ПК использовалось с пользой – изучение новых программ, освоение фотошопа, рисование, создание музыки и пр. Отдайте ребенка на курсы, чтобы дома ему хотелось практиковаться в навыках, а не просиживать часы в соцсетях.
  • Спорт, секции и пр. Удовольствие, которое ребенок получает от спорта, танцев и других подвижных занятий, не сравнится с радостью от очередного «лайка» или «партии» в стрелялки. Любит пострелять в интернете? Отведите его в соответствующую секцию – пусть стреляет в тире или на пейнтболе. Хочет в бокс? Отдайте его в бокс. Дочь мечтает о танцах? Купите ей костюм и отправьте туда, куда ей хочется. Ребенок стесняется общения в реальной жизни? В виртуале он – смелый супер-герой? Отведите его на тренинг, где помогут воспитать в себе уверенного сильного человека.
  • Станьте вашему ребенку другом. В этом возрасте приказной тон и ремень – не помощники. Сейчас ребенку нужен друг. Слушайте свое чадо и участвуйте в его жизни. Интересуйтесь его желаниями и проблемами – именно в них вы найдете все ответы на вопрос «как отвлечь…».
  • Дарите ребенку абонементы в спортзал или на фитнесс, билеты на концерт или путевки в молодежные лагеря отдыха. Постоянно ищите способы – занять подростка реальным интересным делом, которое будет и полезным, и эмоционально насыщенным. Исходите из того – чего не хватает вашему ребенку, от чего конкретно он бежит в интернет. Вполне возможно, что ему просто скучно. Это самый легкий вариант (найти альтернативу будет несложно). Гораздо сложнее, если уход от скуки в «виртуал» перерос в серьезную зависимость. Здесь придется немало потрудиться, потому что момент уже упущен.
  • Самореализация. Сейчас самое время – глубоко и полностью погрузиться в ту сферу интересов, которая уже наверняка засела в голове ребенка. До взрослой жизни – совсем чуть-чуть. Если ребенок уже нашел себя, но не имеет возможности развиваться в выбранном направлении – дайте ему эту возможность. Поддержите морально и материально.

А как Вы справляетесь с компьютерной зависимостью у ребенка? Поделитесь своим опытом с нами!

Причины развития зависимости от игр

Главная причина, по которой возникает компьютерная зависимость, носит социальный характер. Дети могут брать пример с родителей, особенно отца, который тоже увлекается играми

Потому так важно демонстрировать ребенку положительный пример. Помните, подростки учатся не на наших словах, а на наших действиях

Компьютерная игровая зависимость обычно развивается в семьях, где родители мало времени проводят с детьми. Подростки ищут, чем заменить здоровое общение, и находят отраду в играх.

На формировании негативной привычки также сказывается окружение подростка. Чтобы наладить отношение со сверстниками, он подражает одноклассникам, друзьям, которые много времени проводят за монитором, планшетом или телефоном. Быть в курсе новых игр – значит быть своим. Родители, заметившие назревающую проблему, могут отвлечь ребенка от компьютера, предложив интересное для всех семейное времяпровождение (поход, настольные игры, футбол, разгадывание шарад). Справиться с проблемой легче, когда она только назрела. Поэтому не откладывайте поиски выхода из ситуации на потом.

Желание играть повышенно у детей, которые не знают, чем заняться. Стоит предложить подростку записаться в кружок авиамоделирования, сходить на пробный урок карате или заняться современными танцами, игрой на гитаре. Возможный вариант – это изучение компьютерных технологий. Подросток узнает, как делать несложные программы, что нужно выучить для создания игр. Чем хорош последний вариант – ваш ребенок будет заниматься любимым делом, при этом станет проводить время за компьютером с пользой.

Если проблема сложная, и у подростка развилась стойкая и болезненная психологическая зависимость, как от химических веществ, обязательно обращайтесь в реабилитационный центр «Версио». Специалисты помогут зависимому осознать свою проблему, найдут причины ее возникновения. Пациент научится нести ответственность за желания и сможет давать им оценку. Врачи продемонстрируют, что интернет-зависимость – это  не единственный источник счастья, спокойствия и эйфории, что достигать этих чувств можно альтернативными путями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector