14 советов о том, как научить ребенка шахматам

Лучше поздно, чем никогда

Как и в любом другом виде спорта, в шахматах начинают с первого этапа – профессиональные тренеры не берут готовить ребенка с нуля. Им это неинтересно. Обычно они берут уже более-менее готовый «продукт», кем-то подготовленного ребенка-шахматиста, который хочет расти как профессионал и заинтересован в своем прогрессе. Или чьи родители хотят, чтобы он рос и заинтересованы в его профессиональном прогрессе.

Часто школы шахмат работают в связке. Одни набирают начинающих и работают с детьми от 5-ти лет (как моя шахматная школа, «Яблоко Ньютона»). Мы находим тех, у кого есть явный талант к этой игре (так как предрасположенность все равно у каждого ребенка индивидуальна) и передаем интересных, с точки зрения именно профессионального роста, ребят уже в другую школу, которая специализируется на подготовке спортсменов-шахматистов.

Стадия «передачи» может быть разная. Сейчас шахматы заметно омолодились. Лично я склоняюсь к мнению, что для всего есть определенные сензитивные периоды (периоды, наиболее благоприятные для развития) и слишком рано начинать не имеет особого смысла, в принципе шахматами я рекомендую начинать заниматься от 4,5-5 лет, не раньше. Не переживайте, что якобы упустите время, когда нужно было «вступать». В шахматах начинать никогда не поздно.

Ни разу за 17 лет карьеры в качестве детского тренера по шахматам я не встречала ребенка, которого было невозможно научить (я сейчас не беру какие-то специфические отклонения в развитии).

Клуб любителей шахмат

Видеоблог существует с 2015 года. Но если поначалу контент ограничивался видеоуроками для новичков, то теперь полезную информацию на канале могут найти и опытные мастера.
 

Для удобства потребителей обучающий материал разбит по плейлистам «Термины», «Играем в рапид», «Топы», «Как играть в миттельшпиле» и др. Самая объемная серия – «Начальный курс». Изучив содержимое 31 занятия, юзеры разберутся в нюансах тактик и в вариантах постановки мата, узнают, чем хороши пешечные и ладейные окончания, рассмотрят перспективные стратегии в середине партии. Насыщен и плейлист «Поблицуем», адресованный поклонникам быстрого принятия решений.
 
 

Зачем школе из плохого района шахматы

В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.

Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.

«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.

Став педагогом сам, он начал искать ответ на вопрос, как помочь реализовать свой потенциал каждому ребёнку, а особенно детям, которые на пути к успеху сталкиваются с серьёзными препятствиями: бедностью, насилием, пренебрежением и низкими ожиданиями со стороны общества. Именно шахматы стали одним из инструментов решения этой задачи.


Кадр: фильм «Шахматист»

В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.

Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.

«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.

Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.

В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.

«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».


Кадр: фильм «Шахматистка»

Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.

Плюсы и минусы

Польза шахмат значительна и проявляется в виде следующих пунктов:

  • развитие стратегического мышления;
  • улучшение памяти;
  • концентрация внимания;
  • чувство дисциплины;
  • обучение шахматам способствует развитию логики;
  • достигается рациональное планирование времени;
  • тренировка стрессоустойчивости;
  • конкурентоспособность.

Минусы

Недостатков несколько. Они заключаются в малоподвижности и проведении времени за единственным занятием. Усидчивость — положительное качество, однако при продолжительности оно приводит к:

  • проблемам со спиной;
  • ухудшению зрения;
  • излишней умственной нагрузке;
  • замкнутости и эмоциональному напряжению после проигрыша.

Несмотря на глубину увлечения, ребенку необходимо общение. Обеспечивать его необходимо в пределах клуба или после занятий.

Как быть хорошим учителем?

Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе.

Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения.

Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы.

Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.

Основы шахматной игры

Дмитрий Соседов начинает обучение с важных элементов игры: координаты на доске и шахматная нотация. Далее упор делается на важных для любого новичка моментах: контроль над доской, защита короля и ферзя, дебютные принципы, стратегия и тактика миттельшпиля, основы эндшпиля. Автор делает обзор стратегических ошибок новичков, доступным языком объясняет основы связок и шахматных окончаний, знакомит учеников с тактиками «отвлечение» и «рентген». Трюки Дмитрия поймёт и сможет применять в игре даже начинающий игрок. Видеокурс обеспечивают зрителю базовый уровень знаний шахматной стратегии.

Как играть в начале партии

После знакомства с базовой стратегией, новичку необходимо изучить тактику отдельных частей партии. Игра начинается с дебюта — важнейшего элемента для побед для новичков. Занятие не содержит сложной терминологии, и начинающему шахматисту будет легко разобраться в теории.
 

Лучшие дебюты

Шахматист Александр Зайцев знакомит зрителей с дебютной теорией и учит правильно выбирать изначальную тактику среди огромного количества вариантов. В видео проводится разбор пяти дебютов, пользующихся наибольшей популярностью как среди гроссмейстеров, так и у шахматистов-любителей. В уроке новичок знакомится с кратким руководством к действию в Испанской, Итальянской, Шотландской и Русской партиях. 

Изучаем ловушки в дебюте

В видео проводится обзор семи шахматных решений, позволяющих победить соперника уже в первые минуты игры. Примеры рассматриваются автором на основе известных дебютов, включая Сицилианскую защиту, Испанскую и Итальянскую партии. В ролике рассмотрены все нюансы использования ловушек при игре за белые и за чёрные фигуры, учат не только применять хитрости против соперников, но и не попадаться в ловушки самому.

Как играть в миттельшпиле

По окончании дебюта начинается более сложная часть игры — миттельшпиль. В середине партии нужно выбрать правильную стратегию, ведь именно здесь зачастую решается кто выиграет. Тренер Максим Бикужин перечисляет четыре основных принципа разыгрывания миттельшпиля. Следование перечисленным правилам позволит новичку избежать ошибок и дойти до заключительной части игры без потерь.

Правила игры в эндшпиле. Советы

Эндшпиль – заключительная часть партии. Он завершается матом или ничьей. В видео предлагаются советы для новичков по плавному переходу в эндшпиль. Когда фигур на доске остаётся мало — стратегия ходов меняется. Автор ролика делится с новичками основными секретами, позволяющими правильно оценить позицию, результативно атаковать фигуры соперника, сохранить собственные фигуры и не попасть в патовую ситуацию

Особое внимание уделено «Правилу квадрата», следуя которому можно быстро просчитать выгоду или опасность следующего хода.

Учимся играть в блиц-шахматы

Лучший способ для новичка закрепить полученные знания – постоянно играть. Легче всего найти себе виртуального соперника. Такую возможность дают шахматные сайты. Среди огромного числа разновидностей онлайн-шахмат самым распространённым является блиц – игра с жёстким контролем времени, где нет возможности для долгих раздумий. Видео основано на советах американского гроссмейстера японского происхождения Хикары Накамуры. Шахматист учит не сдаваться даже в самых тяжёлых ситуациях, не концентрироваться на времени и правильно упрощать позицию при попадании в цейтнот.

Ставим детский и дурацкий маты

 
Автор обучающего ролика преподносит материал доступным языком — легко понять как поставить детский, дурацкий и мат в 3 хода.
 
— Бесплатные приложения для обучения шахматам

— Книги для обучения шахматам, которые помогут научиться качественно играть.

Ещё порция полезных советов для родителей

Дети не любят проигрывать. Если вы будете играть в полную силу и обыгрывать ребёнка, вы отобьёте у него охоту заниматься шахматами. С другой стороны, и слишком поддаваться тоже нельзя: победа не должна быть легко достижимой. Она должна быть стимулом, результатом преодоления препятствий, усилий и стараний. Нелегко соблюдать этот баланс, но нужно стараться делать это.

Играть нужно не молча, а с шутливыми комментариями по ходу партии некоторых действий – своих и ребёнка

После партии нужно обязательно подытожить её развитие, мельком обратив внимание ребёнка на некоторые ошибки и, наоборот, удачные ходы – свои и его

Обязательно нужно побольше хвалить ребёнка, в особенности – за нестандартные решения, которые он отыскал по ходу партии «своим умом». Хвалите часто и много, не опасаясь «переборщить» в этом деле. И ни в коем случае не сто́ит торопиться отправлять ребёнка на детские шахматные турниры,  да и просто на игры со сверстниками. Пусть вначале потренируется «в тепличных условиях», повысит свой уровень игры, приобретёт уверенные навыки.

Можно и нужно использовать книжки-самоучители, компьютерные занятия и обучающие программы. Но: играть ребёнок должен чаще всего всё-таки не с компьютером, а с близким человеком. Потрудитесь найти хотя бы 0,5-1 ч. в день для этого полезного общения с ребёнком. Незаметно пройдёт время; он вырастет, и больше не будет нуждаться в общении с вами, не будет и искать этого общения. Поэтому – уделяйте время детям вечером и в выходные «здесь и сейчас», пока вы им нужны, чтобы потом не было горького сожаления. На развитие личности ребёнка огромное влияние оказывает именно родительская модель поведения: как в ходе шахматного поединка, так и в других жизненных ситуациях.

При покупке шахмат не скупитесь. Многие опытные преподаватели настоятельно рекомендуют обучать ребёнка именно на наборе с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком; на высоком постаменте деревянной доски, а не доске-картонке.

Шахматы – одна из самых старинных игр в истории человечества. Эта мудрая игра сохранила свою популярность и дошла до нас через века и тысячелетия не просто так. Издавна шахматная партия сравнивалась со сражением, а шахматист – с полководцем, стратегом. На самом деле, смысл шахмат гораздо шире только лишь военного сражения. Каждая партия – это поединок, силы сторон в котором сначала абсолютно равны, а победа зависит только от умений, решительности и настойчивости «полководца». Учась побеждать в шахматах, ребёнок учится побеждать и в жизни, находя правильные решения в различных ситуациях.

Компьютер-шахматист

Так сложилось, что не все из интеллектуальных видов спорта считаются в равной степени ценными для умственного развития. Почему-то заядлый картёжник скорее будет ассоциироваться в обществе с каким-нибудь асоциальным элементом, в то время как шахматист — личность заслуженная и уважаемая.

Этот вид спорта выделяю среди всех настольных игр именно за то, что в нём как нигде велика важность проявления всех аспектов человеческого мышления. Читая книги и изучая сыгранным другими людьми партии, начинающий шахматист набирает теоретическую базу знаний, которую частично можно даже попробовать перенести на практику: всем нам известно такой понятие, как, например, “классический дебют” — что это как не попытка работу собственного воображения заменить на воспроизведение по памяти наработанных комбинаций?. Однако любой действительно талантливый шахматист в два счёта обыграет новичка, который будет воспроизводить целые сценарии, вычитанные из книг

Дело в том, что все стандартные схемы давно известны всему миру, а потому легко предсказуемы. Воспроизводя даже самые гениальные последовательности действий на доске, игрок подставляет себя под удар, ведь противник знает все его шаги на несколько ходов вперёд

Однако любой действительно талантливый шахматист в два счёта обыграет новичка, который будет воспроизводить целые сценарии, вычитанные из книг. Дело в том, что все стандартные схемы давно известны всему миру, а потому легко предсказуемы. Воспроизводя даже самые гениальные последовательности действий на доске, игрок подставляет себя под удар, ведь противник знает все его шаги на несколько ходов вперёд.

Сложная комбинация наигранных композиций и оригинальных находок — вот в чем заключается истинное мастерство. Неспроста обыграть настоящего чемпиона — более чем непростая задача для компьютера, который по определению способен лишь выбирать наиболее удачные варианты из сотен тысяч загруженных в его память разыгранных когда-то шахматных партий.

Впрочем, это не значит, что нет никакого смысла играть в онлайн if[vfns, если игра не подразумевает настоящего живого противника по ту сторону интернета. Для того, кто только начинает своё путешествие в захватывающем мире шахмат, компьютерная эмуляция игры предоставляет массу возможностей — и очень маловероятно, что, не обладая ещё достаточным опытом, ты сможешь обыграть бездушную машину на уровне выше, чем “Новичок”!

Хочешь стать настоящим чемпионом? Тогда начинай с онлайн тренировок: они лучше партий с живым противником уже хотя бы тем, что доступны тебе в любое время и в любом месте — хоть среди ночи! Лучшие игры шахматы ты всегда можешь найти на нашем сайте в любом количестве. Тренируйся хоть круглыми сутками: все игры шахматы доступны тебе совершенно бесплатно, и их даже не надо устанавливать на компьютер!

Шахматная тактика для начинающих

ChessKingразработали его на основе книги Сергея Иващенко «Учебник шахматных комбинаций». 1275 упражнений для тренировки по двенадцати темам. Занимайтесь сразу по всем или выбирайте в настройках и прорабатывайте конкретное направление: учиться делать двойной шах, мат ферзем, «съедать коня» и осваивать другие игровые ходы. Проходите те упражнения, где раньше допустили ошибку. Сложность заданий рассчитывается от десяти до девяноста.
 
Пока решаете задачу, компьютер будет подсказывать, насколько правильным был ваш ход в конкретной ситуации. Есть функция пошагового анализа игры. Оформлена программа просто и со вкусом. Полмиллиона скачиваний. Рейтинг 4,7. 

Скачать приложение для Android. Скачать для iOS. 
 

Шахматисты всех стран, объединяйтесь!

Разумеется, время не может не сказываться на традиционных развлечениях. И, хотя шахматы не только давно существуют, но и популярны уже очень много веков, более менее устаканились правила этой игры только в 19 столетии. Окончательно игра приобрела статус не только “повсеместной”, и но “международной” с созданием организации ФИДЕ. История и цель появления этого сообщества типичны для любого подобного объединения в спортивном мире. С ростом популярности какого-то развлечения увеличивается количество различных трактовок правил, которые делают практически невозможными проведение более-менее масштабных соревнований.

Чтобы превратить настольную игру в настоящий спорт, необходимо создать унифицированную систему правил, механизм присвоения спортивных званий и регламент соревнований. Именно эти вопросы ФИДЕ и решает уже с 1924 года — то есть, почти столетие. Разумеется, никто не мешает тебе создать свой свод правил — только вот с кем ты будешь играть? А изучив общепринятые правила, одобренные в ФИДЕ, ты можешь играть в шахматы с компьютером, с китайцем или с чемпионом мира — и со всеми по одним и тем же правилам! В этом плане игра в шахматы является универсальным языком общения, ведь, куда бы ты ни приехал, ты всегда сможешь сыграть партейку-другую с любым местным жителем, ничуть не беспокоясь о языковом барьере. Вам просто не понадобится говорить: ваши ходы скажут всё за вас!

Что стоит знать?

Шахматы – невероятно увлекательная, интересная и достаточно сложная настольная игра. Она способствует развитию у взрослых и детей логики, пространственно-образного мышления и интеллекта. Кроме того, в процессе игры формируется сосредоточенность, внимательность и усидчивость, чего очень часто не достает малышам в раннем возрасте.

Учим с нуля

Итак, учим ребенка играть в шахматы. С чего начать? В первую очередь, подберите красивые сувенирные шахматы, которые смогут заинтересовать кроху. Покажите малышу все фигуры, в шутливой форме объясните, какие функции выполняет каждая из них, после чего продемонстрируйте ему поле битвы – шахматную доску.

Если ребенок категорически не хочет использовать доску, но ему нравится просто играть с фигурами, лучше уберите их подальше и достаньте попозже, когда кроха немного подрастет. Далее, используя доску, нужно продемонстрировать малышу, как ходят пешки и другие фигуры, и как правильно «есть».

Для начинающих детей играть в шахматы можно одними пешками. Уберите все остальные фигуры и предложите ребенку довести его пешки до вашей стороны поля. Ваша задача, соответственно, — переправить свои фигуры на сторону малыша. Естественно, вначале лучше поддаться карапузу, чтобы он не расстраивался.В противном случае после одного-двух проигрышей у крохи отпадет всякое желание играть.

Через некоторое время, когда малыш освоит эту игру, добавьте ладьи и повторите партию с двумя разными фигурами. Так, постепенно, добавляйте на поле и другие элементы. Наконец, когда вы введете в игру короля, следует объяснить ребенку, в чем заключается истинный смысл игры в шахматы.

Бесплатное приложение 8-Queen

8 ферзей шахматисты считают полезной площадкой для обучения, понимания геометрии шахматной доски. Правила такие: на доску расставляют все ферзи так, чтобы они не нападали друг на друга. На первый взгляд просто, но новичку придется внимательно расставлять каждую фигуру, чтобы она не пересекалась по позициям с предыдущими и оставляла свободные клетки для следующих. Сложнее всего найти место оставшимся ферзям. Это учит просчитывать ходы. Еще такая тренировка поможет игроку в будущем видеть длинные ходы, понимать, где шахматам может угрожать опасность. В программе работает счетчик времени, неправильные ходы подсвечивают красным. 

Скачать для Android. Скачать для iOS (немного другая версия игры). 

Как проходят занятия в шахматной online-школе «Chessday»?

Обучающие курсы на нашей онлайн платформе включают в себя:

  • Интерактивные уроки по шахматной «грамматике»;
  • Выполнение домашнего задания на каждую тему;
  • Решение практических задач на тактику, что помогает поднимать ваш уровень;
  • Игра с компьютером на сайте.

Доступ к онлайн-обучению 24/7 с любого устройства

Благодаря современным технологиям вы не привязаны к расписанию или тренеру, в любой момент можно открыть следующий видеоурок или повторить предыдущий, чтобы освежить свои знания. Обучающие курсы для взрослых предлагают динамичный процесс освоения шахмат.

Все на одном сайте

Вам не нужно искать материалы в разных местах, когда теория в одном месте, задачи в другом, у нас вы найдете все, что требуется для постепенного обучения. После уроков можно перейти в раздел с бесплатными задачами и продолжить тренировку.

Постепенный прогресс

Онлайн обучение выстраивается таким образом, чтобы уроки были интересными и взрослым, и ребенку. Вы с удовольствием будете решать головоломки, которые развивают ваши способности как игрока, от простого к сложному. Первые результаты уже после пары недель регулярных занятий. Научим самостоятельно просчитывать ходы противника и узнаете массу современной и полезной информации о том, как одержать победу в этой высокоинтеллектуальной игре. Сможете освоить первые дебюты, проводить грамотный эндшпиль. Шахматное поле – это сцена, на которой разыгрываются настоящие сражения.

Преимущества, которые имеет онлайн обучение шахматам, можно оценить, посетив наши первые видео-уроки. Сильные его стороны следующие:

  • Онлайн уроки по шахматам начинаются с «азов», что позволяет посещать их людям с нулевой подготовкой;
  • Нет жестких рамок по времени;
  • Всегда легко вернуться к предыдущей теме.

Chester Chess

Уроки, входящие в курсы портала Chesterchess.ru, адресованы пользователям разного возраста. Однако персонаж, который проводит уроки, понравится прежде всего юным посетителям площадки: анимированный кот Честер делает обучение веселым, разрешает пользоваться подсказками и проверяет правильность выполнения заданий на интерактивной доске.
 
Предлагаются две разноуровневые онлайн-программы: каждая включает 12 занятий, виртуально поприсутствовать на первых двух можно бесплатно. Начинающих Честер знакомит с фигурами, азами игры, базовыми комбинациями. На продвинутом уровне изучаются основные стратегии. Темп обучения не оговаривается, заниматься гимнастикой для ума можно по любому графику.
 

Как играть с компьютером бесплатно

Благодаря шахматам с подсказами можно научиться виртуозно играть и выигрывать партии даже у самых опытных противников, но перед этим будет полезно потренироваться и вначале играть с компьютером бесплатно.

Игра в шахматы с подсказками дарит прекрасную возможность, особенно новичкам, показать свои умения и тактическое мышление в шахматных онлайн-боях против устройства. Игровое поле создано по типу классической шахматной доски, на нем обычные 2D-фигурки черного и белого цвета. На передовой располагаются пешки, в арьергарде – король и королева со своими подчиненными. Целью играющего в шахматы против компьютера считается объявление своему сопернику «Шах и Мат» по итогу последовательной очередности ходов своими фигурами.

Порой для этого может понадобиться целиком освободить шахматную доску от всех фигур соперника. Добиться этого не каждому под силу. Особенно это сложно сделать новичкам, когда против них будет играть компьютер. Ведь у машины нет эмоций и жестов, которые могли бы подтолкнуть игрока к правильному ответу. Именно для такого случая в игре и предусмотрены подсказки для ходов.

Такой шанс позволит смелее играть в шахматы против компьютера и даже обыгрывать его с помощью подсказок. А мудрым игрокам данная мини-игра позволит отлично размяться за виртуальной шахматной доской, чтобы после переходить к наиболее сложным партиям и с комфортом, не напрягаясь, провести время за любимой игрой.

Udemy

Интернет-ресурс Udemy является площадкой, где на выбор аудитории представлено более 130 тыс. видеокурсов. Разобраться в массиве предложений помогает развитая система фильтров – посетители сайта могут задать поиск по теме, продолжительности, рейтингу, языку преподавания, наличию субтитров и иным параметрам.

Курс для начинающих включает в себя 53 лекции. Во время учебы новички пройдут путь от правил расстановки фигур и законов «кто как ходит» до проработки дебютов, миттельшпиля и эндшпиля. Будут приобретены первые навыки блицевания, рассмотрены варианты предвидения действий противника, проработаны принципы раскрытия в начале партии и методы удержания преимущества в цейтноте. 
 
Юным гениям рекомендован видеокурс «Азбука шахмат», который представляет собой подборку из 15 уроков с веселой переменкой. Программа основана на базе 20-летней практики тренера и, по словам автора, поможет не только в освоении азов игры, но и благотворно скажется на концентрации внимания ребенка, развитии воображения, памяти, логического мышления, усидчивости и целеустремленности. 
 
 

В каком режиме лучше заниматься

Если есть желание заниматься шахматами для общего развития – нет определенных амбиций и хочется, чтобы ребенок просто любил эту игру и умел играть, достаточно будет:

  • 1-2 раза в неделю индивидуальных занятий с тренером (можно онлайн, если ребенок уже умеет пользоваться компьютером).
  • Обязательно турниры: мини-турнир (1 раз в месяц) и серьезный турнир (1 раз в 3 месяца). Чтобы ребенок видел, где ему пригодятся полученные навыки и был замотивирован на новые достижения и победы.
  • Так же я бы не отменяла и детскую школу шахмат 1-2 раза в неделю, где ребенок мог бы общаться со сверстниками-шахматистами.

Еще важный нюанс: детские тренеры (работающие в школе или индивидуально), помимо умения мастерски играть в шахматы, званий и титулов, должны иметь психологическое и/или педагогическое образование. По этой причине, квалифицированный тренер по шахматам, который занимается с маленькими детьми берет за свои услуги соразмерно тому, сколько берут те тренеры, которые работают в школах, где готовят шахматистов-спортсменов.

По сути обучение шахматам «для общего развития» проходит по тем же пунктам что и в школах, где готовят более взрослых шахматистов-спортсменов, но с заметным уменьшением времени, так как в силу возраста тренировки по 4 часа будут утомительны. Детям 5 лет я рекомендую заниматься по 30 минут, с постепенным увеличением времени.

Главное – не проявлять насилие и не заставлять ребенка. Шахматы для него должны быть игрой, а не обязанностью. Чтобы достичь в деле успеха – его надо полюбить. Наверно, это и должен делать первый тренер – влюблять в шахматы.

Может ли детский тренер по шахматам как-то подтолкнуть ребенка в профессиональные шахматисты, пойдя на поводу у желания родителей сделать из него чемпиона?

Тут главный вопрос: зачем это делать? Если я вижу ребенка, которого привели к нам заниматься шахматами для общего развития, а ребенок явно талантлив, то я стараюсь сделать всё, чтобы такой талант не пропал. Иногда даже приходится уговаривать родителей, чтобы они больше времени уделяли такому ребенку, хотя бы возили его на турниры, которые проходят в нашем городе, не говоря уже о выездных.

А если у ребенка нет явного потенциала и его самого в это не тянет, то зачем идти в профессиональные шахматы? Без желания ребенка расти – это просто напрасно потраченные деньги (минимум 500 тысяч рублей в год), результаты таких «толчков», я думаю, будут – если долго мучиться.

Но в своей школе я против подобного насилия, мне важно, чтобы дети полюбили шахматы. Если полюбят, то они могут стать чемпионами, мастерами ФИДЕ, гроссмейстерами

Если захотят.

ChessOK

На ресурсе Chessok.net доступно не только безвозмездное обучение по текстовым и видеоурокам, но и скачивание программ и движков, которые позволят оттачивать новые теоретические познания на практике. Опубликовано огромное количество задач для решения онлайн. Есть возможность бесплатно помериться силами с компьютером.
 
Чтобы сыграть с воображаемым электронным соперником, предварительно выбирается уровень: 1-й — для игроков-новичков, 15-й — для профессионалов. Тем, кому любопытные не только игровые моменты, предлагается небольшой исторический экскурс — подборка кратких биографий всех чемпионов мира.  
 
 

Задачи обучения и их решения

Задача №1.Как пробудить интерес?

Решение:Здесь все зависит от вашей фантазии.  Я могу предложить следующий вариант.Ну, куда сегодня мы без мультиков, пригодятся они нам и здесь. Как бы, ненароком,  случайно включите ребенку мультик про шахматы, это могут быть «Фиксики», как вариант.Смотрите вместе,  иногда комментируя. После просмотра мультика, случайно вспомните, что где-то у вас есть настоящие шахматы, которые вам подарил ваш пра-пра дедушка, илибабушка, непринципиальный момент. Главное загадочности побольше. Достаете с дальнейполки ваш рояль в кустах-шахматы. Хорошие большие, карманный вариант не подойдет.Вместе с ребенком откройте коробку и достаньте фигуры,делайте это таинственно, попросите малыша обращаться с ними аккуратно, поскольку шахматы это великое сокровище семьи, если обращаться  с ними небрежно, они могут обидеться и исчезнуть. Расставьте их на доске, очень обзорно расскажите, что это за фигуры. Например: слуги, короли, кони, два враждующих войска, можете придумать им названия.Это все не должно затянуться по времени и стать утомительным. Предложите ребенку все убрать под предлогом подготовки ко сну. Идеально, конечно на ночь рассказать малышу сказку про двухпро шахматы (ваша фантазия должна работать по полной).  Дальше следите за реакцией ребенка.Если ему одновалентно, и он перебивает вас вопросами про то, когда вы ему разрешите поиграть в компьютерную игру, то не гоните коней и приостановите познание шахмат.Дозированно вводите при нем ваши игры в шахматы с кем — либо, играйте при этом эмоционально и старайтесь, что бы ребенок непременно был рядом. Ничего не мотивирует детей лучше, чем яркий пример своих родителей! Если и это не работает, тогда отложите обучение на неопределенный срок. Возможно, ребенку необходимо повзрослеть.Если же малыш явно заинтересовался, то идем дальше.

Задача №2Как помочь познать, но не запутать!

Решение:Договоримся сразу,все ваши уроки не должны превышать максимум 30 минут, если видите, что интерес теряется, прекращайте занятия!Сохраняя всю ту же таинственность, что и при первом знакомстве, начните рассказывать ребенку о значении фигур. Причем, не надо консперации, давать им вымышленные имена. Называйте всех  сразу своими настоящими именами. Что бы потом в голове ребнка не возникла путаница.   Единственное, что вы можете использовать метод ассоциаций. 

Например:Король-потому что на голове корона и он один, в стране не может быть двух королей.Ферзь— пусть будет королевой, это, думаю,не будет великая ошибка, то-же одна, то-же в короне , главная помощница короля.Ладья– их двое, они мужественные, мощные офицеры, они достойны защищать короля.Слон — то-же защитник короля, но более тайный, можно провести паралелль, что он весь закутан в одежду, только шапочка торчит, поэтому и тайный.Конь-ну тут все понятно(не промахнешься).Пешки–это солдаты, поэтому их много, поэтому они очень маленькие.Ну, вот как-то так.Пусть ребенок берет каждую фигуру в руки, повторяя ее название, старайтесь сразу, чтобы каждая фигура становилась на свое место.В завершении занятия поиграйте с ребенком в игру «Угадай что пропало?Ребенок отворачивается, а вы убираете любую фигуру с доски, повернувшись,он должен назвать, что вы убрали. Потом поменяйтесь ролями.  В процессе обучения можете менять фигуры местами и просить ребенка оценить правильно ли расставлены они на доске. Думаю, с одного занятия малыш четко не запомнит название и расположение фигур. Сразу скажу, что вам необходимо настроится на длительны курс обучения (хотя,  каждый ребенок индивидуален, у кого- то быстрее пойдет, кому — то потребуется времени больше).При необходимости смотрите сами, занятие следует повторить еще раз. В любом случае каждое следующее начинать с закрепления материала предыдущего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector